Мурманск

До основания города

Известный географ Фёдор Литке, побывавший в Кольском заливе летом 1822 года, писал, что его берега в южной части покрыты «берёзовыми и еловыми рощами»[1]. Планы устройства портового города за полярным кругом появились в 1870-х годах, а первые изыскатели пришли на Мурман для разведки новых мест в 1912 году. Город возник во время Первой мировой войны. Чёрное и Балтийское моря были заблокированы неприятелем. Чтобы иметь возможность бесперебойно доставлять военные грузы от союзников по Антанте, Россия спешно строила железную дорогу от Петрозаводска на Мурман и одновременно порт на незамерзающем Кольском заливе.

Основание

Планы устройства портового города за полярным кругом появились в 70-х годах XIX века. Первые изыскатели пришли на Мурман для разведки новых мест в 1912 году. Через три года в 1915 году, во время Первой мировой войны, на правом берегу Кольского залива Баренцева моря был основан Мурманский морской порт и при нём — портовый посёлок Семёновский, названный по имени бухты, где сооружались причалы, и ближайшего озера. Создание порта было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив, чтобы бесперебойно доставлять военные грузы от союзников по Антанте в условиях блокады Чёрного и Балтийского морей. Официальной датой основания города считается 4 октября (21 сентября по старому стилю) 1916 года. В этот день посёлок Семёновский провозглашён городом, ему присвоено новое название — Романов-на-Мурмане, это последний город, основанный в Российской империи. В день присвоения статуса города на невысоком холме, где сейчас располагается Дворец культуры и техники имени Кирова, состоялась торжественная церемония закладки храма «покровителя мореплавателей» Николая Мир Ликийских. Через полгода, 3 апреля 1917 года, после Февральской революции, он принял своё нынешнее название — Мурманск. «Мурманами» русские люди называли древних норвежцев, норманнов. Позднее оно было перенесено и на землю, где происходили события с участием пришельцев. «Мурманом» стали называть побережье Баренцева моря, а затем и весь Кольский полуостров. Мурманск, следовательно, — это «город на Мурмане».

Революция и интервенция

Память о годах революционной борьбы сохранена в названиях мурманских улиц. Есть в городе улицы имени матроса-большевика В. Ф. Полухина, политработника и поэта Ф. С. Чумбарова-Лучинского, руководителя мурманского восстания И. И. Александрова. Улица Аскольдовцев названа так в честь команды крейсера «Аскольд», который с лета 1917 года стоял на рейде Кольского залива. А в центре Мурманска, в сквере возле кинотеатра «Родина», к десятилетию Октябрьской революции был сооружён памятник Жертвам интервенции. Он поставлен над братской могилой политкаторжан страшной Иокангской тюрьмы.

Предвоенные годы

К моменту восстановления на Мурмане Советской власти Мурманск насчитывал менее двух с половиной тысяч жителей и находился в упадке. Промышленность была представлена в основном кустарными артелями, рыбный промысел пришёл в упадок. Городской пейзаж представлял безрадостную картину: две-три улочки одноэтажных домов, угрюмые перенаселённые рабочие бараки, беспорядочное скопление лачуг, брошенные интервентами «чемоданы» — дома из гофрированного железа с полукруглой крышей, приспособленные под жильё железнодорожные вагоны. Город получил название «красная деревня» из-за теплушек красного цвета, приспособленных для жилья.

В годы советской власти город стал интенсивно развиваться и всё меньше напоминал город, «построенный начерно». Глухой край России за годы первых пятилеток вышел в число индустриальных районов страны. Мурманск имел современный для тех лет флот и его береговую базу, стал промышленным городом. Намечались новые социально-экономические преобразования.

В первые годы советской власти возводились заводские корпуса, создавалась база индустриального рыболовства. Был создан и набирал силу траловый флот. На месте прежнего военного предприятия по рыбообработке и судоремонту был создан также рыбный порт, который также стал быстро развиваться, и через несколько лет страна стала получать получать от мурманчан два миллиона центнеров рыбы ежегодно.

Прокладывались улицы с деревянными тротуарами и рядами одно- и двухэтажных рубленых домов. В 1927 году появилось первое здание из кирпича (оно и сейчас стоит в районе Привокзальной площади). В 1934 году по Мурманску — от окраины до окраины — пошёл первый маршрутный автобус. Тогда же по железнодорожной магистрали начал курсировать до Ленинграда экспресс «Полярная стрела». В 1939 году впервые в городе началась укладка асфальта на улице Ленинградской. К началу Великой Отечественной войны в Мурманске насчитывалось уже несколько десятков каменных зданий. Среди них — Дом культуры, Дом междурейсового отдыха рыбаков тралового флота, мореходное училище, несколько школ, многоэтажные жилые дома для промысловиков на центральном проспекте. Для горожан ставила спектакли драматическая труппа. Звучали в эфире передачи Московского и местного радио. Население города к началу Великой Отечественной войны достигло 130 тысяч жителей.

Мурманск сыграл важную роль в истории освоения Арктики. Город снарядил и отправил в знаменитый сквозной рейс по трассе Северного морского пути пароход «Челюскин», на котором шла экспедиция, руководимая О. Ю. Шмидтом. Из Мурманска совершили плавание в Гренландское море ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман», чтобы снять со льдины участников дрейфующей станции «Северный полюс-1» — отважную четвёрку во главе с И. Д. Папаниным. И в наши дни Северный морской путь, проложенный в 1930-е годы, остаётся транспортной магистралью непрерывного действия. Учёные Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии имени Книповича (ПИНРО) в экспедиционных рейсах на исследовательских судах добывали важные для промысловиков данные о море и его рыбных запасах. Начались занятия в учительском институте.

Развитие Мурманска в предвоенный период тесно связано с именем партийного и государственного деятеля С. М. Кирова. Как первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) в 1926—1934 годах (а Кольский полуостров входил тогда в состав Ленинградской области на правах округа) он вникал в существо дел на Мурмане, способствовал их решению, оказывал необходимую помощь. В сквере возле Дворца культуры, за строительством которого Сергей Миронович наблюдал и который носит теперь его имя, позже был поставлен ему памятник. В честь С. М. Кирова назван и один из проспектов. Претерпел изменения и статус города. В 1921 Мурманск стал центром одноимённой губернии, с 1927 — одноимённого округа в составе Ленинградской области, с 1938 становится областным центром Мурманской области.

Писатель А. М. Горький, посетив Мурманск летом 1929 года, потом в очерке «На краю земли» отметил: «В Мурманске особенно хорошо чувствуешь широту размаха государственного строительства».

Мурманск в Великой Отечественной войне


В ходе Великой Отечественной войны Мурманск неоднократно подвергался атакам с суши и с воздуха. Немецкие войска стремились захватить этот город, имеющий стратегическое значение, однако прифронтовой Мурманск более сорока месяцев сдерживал натиск врага с суши и с воздуха.

29 июня 1941 года немецкие войска, имея двойное превосходство в пехоте и огневых средствах и почти четырёхкратное — в авиации, нанесли удар на Мурманском направлении по линии государственной границы. Однако пограничники, воины 14-й армии и моряки Северного флота оказали упорное сопротивление превосходящему в численности противнику, умело используя особенности рельефа местности (сопки, неровности, валуны). 14-я стрелковая дивизия в течение шести дней обороняла границу. Мужественно, стойко, героически сражались советские воины, все — от солдата до высшего командира. Выполняя воинский долг, с автоматом в руках погиб в бою генерал-майор А. А. Журба. Расстреляв патроны, последней гранатой подорвал себя и наседающих егерей морской пехотинец, недавний матрос траулера И. И. Сивко. Насмерть встали у дороги, ведущей к Мурманску, артиллеристы 6-й комсомольской батареи во главе с лейтенантом Григорием Лысенко.

Дислоцированная в Заполярье 150-тысячная германская армия имела директиву Гитлера: выйти к Белому морю, перерезать Кировскую (ныне — Октябрьскую) железную дорогу, захватить Мурманск, блокировать базы Северного флота и Мурманский порт, через который шли грузы из стран-союзниц для снабжения страны и армии по ленд-лизу. В состав армии входил горноегерский корпус «Норвегия», специально обученный военным действиям на скалистой местности. По расчётам немецкого командования, Мурманск должен быть взят примерно за три дня.

Дважды — в июле и сентябре — немецко-фашистские войска предпринимали генеральное наступление на Мурманск, однако оба наступления провалились. В сентябре 1941 года, когда создалось особо тревожное положение, город срочно сформировал из населения Полярную дивизию, которая нанесла фашистам немалый урон. Врагу удалось пройти всего двадцать пять — тридцать километров от границы. Гитлеровские войска были остановлены на рубежах хребта Муста-Тунтури, реки Западная Лица и приречной долины, которая известна в наши дни как Долина Славы. Над вражескими тылами неприступными бастионами нависали полуострова Средний и Рыбачий, здесь потерпели крах планы и надежды гитлеровских стратегов.

После того, Мурманск отразил наступления, враг атаковал его с воздуха, совершая в отдельные дни по пятнадцать-восемнадцать налётов и сбросив за годы войны в общей сложности 185 тысяч бомб. По плотности нанесённых ему за время Второй мировой войны бомбовых ударов он уступает лишь Сталинграду и Ковентри. В результате бомбардировок было уничтожено три четверти построек, особенно пострадали деревянные дома и строения. Наиболее тяжёлой была бомбардировка 18 июня 1942 года. Германские самолёты шли волна за волной. Они сбрасывали кассеты зажигательных бомб, а следом — тяжёлые фугасы. Ветер раздувал очаги пожаров. Ясная, сухая и ветреная погода способствовала распространению пожара, сплошное море огня разлилось от центра до северо-восточных окраин города.

7 октября 1944 года советские войска начали в Заполярье знаменитую Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию. Гитлеровцев не спасли мощные, три года возводившиеся, оборонительные укрепления. В результате наступательной операции крупная немецкая группировка была разгромлена менее чем за месяц, восстановлена государственная граница СССР, освобождены от захватчиков не только древняя русская Печенгская земля, но и районы Северной Норвегии. Москва четырежды салютовала войскам Карельского фронта, кораблям и частям Северного флота.

Ожесточённые бои рождали новых героев. Окружённый врагами, бросил себе под ноги противотанковую гранату пулемётчик Анатолий Бредов — мурманчанин, в мирное время рабочий судоверфи. Закрыл телом амбразуру вражеского дзота и обеспечил успех атаки снайпер Михаил Ивченко. Под шквальным огнём увлёк за собой бойцов командир миномётной роты капитан Генералов.

Ратный подвиг защитников Кольской земли — и фронтовиков, и тружеников тыла — увековечен учреждением медали «За оборону Советского Заполярья». Около ста пятидесяти участников боёв стали Героями Советского Союза.

Трое — лётчик Сафонов, катерник Шабалин и разведчик Леонов — удостоены этого звания дважды.

После окончания войны многие улицы Мурманска были названы именами героев войны: улица Гаджиева, Капитана Тарана, Капитана Копытова, Бабикова, Хлобыстова, Подстаницкого, проезд Халатина. На площадях города поставлены памятники 6-й Героической комсомольской батарее, Анатолию Бредову, Полярной дивизии, погибшим траулерам рыболовного флота, портовикам, воинам-строителям, североморцам. Символом несгибаемой стойкости защитников Заполярья стала отлитая в бетоне величественная фигура солдата на крутой сопке над Кольским заливом (памятник Защитникам Советского Заполярья, «мурманский Алёша»), у ног которого оборудован Вечный огонь.

Послевоенные годы

К концу Великой Отечественной войны город был практически полностью разрушен. Сохранились лишь портовые сооружения и три здания в городе (в одном из них сейчас находится Мурманский политехнический лицей). В ноябре 1945 года по решению правительства Мурманск был включён в число 15 городов страны (наряду с Москвой, Ленинградом, Смоленском, Новгородом), восстановление которых объявлялось первоочередной задачей. На развитие города было выделено 100 миллионов рублей. Поддержка страны помогла достаточно быстро восстановить город. В течение первого десятилетия после войны были построены промышленные предприятия, причальные линии, школы, детские сады и ясли, кинотеатры, клубы и Дома культуры, телевизионный комплекс. Высокими темпами велось и жилищное строительство, уже к 1952 году, объём жилой площади в городе достиг довоенного уровня. Ещё через десять лет жилой фонд увеличился в три раза, а после ввода в строй домостроительного комбината строители города перешли от кирпичной кладки к индустриальному методу монтажа зданий.

В 1963 году Совет Министров СССР принял постановление «О развитии городов Архангельска и Мурманска», во многом предопределившее дальнейшее развитие города. Город сильно вырос в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Основная застройка Первомайского района и восточной части Октябрьского (неофициально выделяемого в отдельный, «Восточный» район) — это панельные девятиэтажные здания. В центре города преобладают дома сталинской застройки, основная часть Ленинского округа состоит из «хрущёвок», в некоторых местах можно обнаружить послевоенные деревянные одноэтажные и двухэтажные дома-полубараки.

Какое будущее ждет Крым?